"КАК Я ВИДЕЛ НАГАЙСКУЮ БУХТУ"

Повезло. Впервые в этом сезоне я столкнулся со спортивным ориентированием.

До этого всю весну ездил по соревнованиям - Черновцы, Полтава, Киев. Но это было экстремальное ориентирование: многоэтажные дома, цветные консервные металлы, острограненый фарфор, зоологические удобрения, западноукраинские деревни, толкучки в потной грязной одежде среди прилично одетых отдыхающих на пешеходном мостике в президентском парке, подлый уровень воды, который почему-то всегда весной подымается, и бег, о каком мастера из элитной группы говорят: "Здесь я бежал тупо прямо".
Казалось, ну все. Начинается период заката ориентирования. Они там, на северо-западе Европы придумали этот вид спорта, мы подхватили. Они пришли к выводу, что им надо периодически бегать по городам и пригородам, чтобы спонсор их увидел и денег дал, мы тоже начали бегать по городам и пригородам. Но есть разница. Их там увидят и денег добавят, а нам, сколько ни бегай - черта с два. А если бы их спонсор увидел их спортсмена в нашем пригороде, у него бы сердце началось рваться на части, и он бы дал ему в два раза больше денег, что б только не бегал по такому негативному пригороду.
Есть еще разница. Они при этом продолжают проводить соревнования по хорошему ориентированию в лесу. А мы что-то напутали. Нас этим пригородным шлагбаумом травмировало. В лесу мы теперь вместо соревнований проводим мероприятия по ориентированию. Кто хочет провести мероприятие по чемпионату Украины, пишите грамотную заявку с обещанием чего угодно и проводите. Это соревнования на три дня. Один день можно смело закрыть городом-пригородом. Тут и корректировать особо не надо: либо пойти в контору по земельным ресурсам, либо еще проще, в киоске на углу купить карту города. Второй день - тоже ничего страшного. Везде можно найти село. К нему обычно примыкает луг или поле, рядышком лесная посадка, куда можно один - два пункта впереть. В результате у Вас куча ландшафтных зон, а если еще и овраг найдете, куда мусор высыпают, то международные стандарты Вам теперь нипочем.
С третьим днем посложнее, но решить можно. Договоритесь с кем-нибудь за корректировку. Качество имеет значение только на словах, на деле - нет. Ну, поприбегают эти недовольные спортсмены, ну пошумят между собой, ну и что? Вечером уедут, а мероприятие проведено. Они всегда чем-то недовольны и потом - всем не угодишь. Скажите им, что нечего свое неумение ориентироваться сваливать на карту, а беговуха им не нравится, потому что бегать не умеют и, зато у Вас, три ландшафтные зоны, а они, зато не чемпионы мира, и, вообще, уровень воды поднялся (или упал - неважно), трактор проехал, а Вы их предупреждали об этом еще вчера на совещании. В конце концов, Вы в это дело свои личные деньги вбухали и труд, а они еще кривятся. А напоследок, подготовьте пару картишек с прошлых чемпионатов Украины. Это у Вас будет неубиенный козырь. Почему это, дескать, Вы крайний.
Дистанции планируйте так, чтоб меньше КП разносить. И без того запарки хватит. Только элитные. Остальные как-нибудь, туда-сюда, пару пунктиков, несколько срезочек и готово. Правда, будет еще неприятность - инспектор приедет, а он уж точно начнет все критиковать. Но здесь надо правильно построить работу. Если ему не нравится, вот пусть он сам, гад, перерисовывает и перепланирует. Причем, засуньте его в лучший кусок, он на нем недельку поуродуется, а на худшее у него уже времени не хватит. Рукой махнет и так примет. А куда ему деваться, чемпионат Украины отменять не будут. За три месяца в другом месте не подготовишь. Только Вам и проводить.
Одним словом, было бы Ваше желание на проведение. Конкуренции не бойтесь. У нас даже спортивно-технических комиссий нет. Зачем они? Среди кого выбирать? Хоть бы кто-то согласился проводить в условиях, когда деньги только на расходы судейской коллегии в период соревнований дают. Главное не забыть золотое правило - чем хуже качество, тем меньше убытки.
( Ну вот. Опять длинное вступление, да еще такое мрачное)

С таким унылым представлением об украинском ориентировании начала века я приехал в Днепропетровск. Приехал впервые на водное ориентирование. А тут, оказывается, все не так.
Елки-палки, ребята, тут - блеск, то, что надо.
Ну не получается у нас на суше, ну и ладно. Зато теперь у нас есть отдушина на воде.
Карта воды - идеальная. Аэрофотоснимок, который корректировщик не мацал. Любой изгиб суши, любой метровый просвет в камышах запечатлен. А там этих проток, затонов, озерков - да мы за всю историю ориентирования меньше протестов написали. С горизонталями - никаких проблем, все на одном уровне. Чуть где водный холм захочет появиться, так тут же перетечет в лощину. Я это еще в школе учил. И настоящее ориентирование. То есть, это когда надо думать, чтобы путь движения выбрать, а вариантов много, и один хуже другого. Эти протоки и реки кривляются то влево, то вправо, то назад. Думаешь и плачешь - все никак не выбирается. Во второй день была дистанция по выбору, так я был свидетелем как Мухидинов Слава, который всю весну на суше выигрывал, стартовал. Дали ему с братом старт, а они стоят, в байдарку не садятся и вслух убеждают друг друга, дескать, чего садиться, пути надо выбирать. Минуты полторы простояли. Я уже подумал, сейчас будут просить карту полегче. Нет, сели, поплыли, а лица печальные, неуверенные - не поймут толи грести, толи дальше карту изучать. Проиграли, ясное дело. Такого ориентирования на суше уж давно не было.
Атмосфера там хорошая. Приезжаешь на соревнования, глядь, а тебе рады. Ты говоришь, что у тебя байдарки нет, а тебе тут же прокатную дают. Да что байдарки - советы давали, обувь давали. Попробуйте подойти к главному судье на сухопутном чемпионате и попросите совета с обувью. Первые секунд десять он будет соображать и в себя приходить от такой просьбы. А потом скажет и даст. Босиком захочется побежать в лес, не на своей минуте и без компаса, чтоб только больше ничего не советовали. А в Днепропетровске все по-другому. Ты, к примеру, пенсионер безразрядный, а тебе все-равно карту в пакет запакуют. Некоторых даже на руках в байдарки заносят и счастливого пути желают. В лесу бежишь - вокруг враги. Каждый - за себя, "каждый хочет на высокий пьедестал". А на воде экипаж экипажу улыбается и удачи желает. Во второй день гребем с товарищем на финиш, на двенадцать минут опаздываем, руки уже немеют, языки как у хамелеонов - воду сами с реки черпают, а навстречу Саша Скрипка с Андреем Марцинивым - они только в середине пути; звери - оба дня выиграли. Так они нам улыбаются, чего-то хорошего желают. А нам уже и не так обидно за проигрыш, доброе слово и чайникам приятно.
Одним словом, здорово. У меня уже было, появилась мысль: "А не организовать ли официальный чемпионат". Нет не надо. И так хорошо. Какая разница, есть печать или нет. По сути и так - это чемпионат Украины. А как только начнем официально проводить, так сразу канализационные водотоки где-нибудь между донецкими терриконами мы понаходим или вокруг Трухан-острова по всей ширине Днепра пойдем, чтоб люди в поездах с железнодорожных мостов смогли увидеть. А то еще круче: подберем местность типа той, что в Полтаве на эстафете в этом году была. Все то же самое, только стартовать надо по два человека и с байдаркой в руках. А с вечера предупредим, что уровень воды упал. Спортсмены прибегут на финиш и в крик, а мы им на стол останки морских ящуров, которые возле третьего КП в песке откопали и международный учебник по палеонтологии в придачу - знай наших - была здесь вода, была. Нет, официоз не нужен. Так, тихо объявим Днепропетровск столицей водного ориентирования и достаточно.
Ребята, если Вы еще не разу не были здесь, надо ехать. А я даю советы тем, кто решит приехать впервые.
Для спортсменов, нацеленных на победу. Форма одежды - та же, что и в лесу. Обувь предпочтительнее с резиновыми шипами, чтоб байдарку не проткнуть. Планшет, вроде бы, не надо. Карта хорошо видна, когда лежит на дне байдарки. Под спину хорошо карематы. Оба спортсмена в экипаже должны быть ориентировщиками. Готовьтесь перетаскивать периодически байдарку с протоки в протоку. Это не сложно, а такие пути обычно выигрышные. Но в связи с этим, лучше не брать новых байдарок. Если между протоками не суша, а небольшой (метров 10-20) участок камышей, можно протолкнуться, не выходя из байдарки. Максимально используйте бег одного члена экипажа по суше: один поплыл в назначенное место, другой побежал собирать пункты. При этом тот, кто бежит небольшие протоки и заводи легко переплывет или перейдет по пояс. Тот, кто поплыл в назначенное место, может и сам перетащить байдарку через перешеек, если это необходимо. Не бойтесь сумасбродных идей, которые могут прийти к Вам в голову во время дистанции. Творите. Валера Заерко говорил мне, что по их наблюдениям байдарка с одним человеком идет быстрее, чем с двумя. Я, правда, что-то не сильно в это верю. Получается, что миску с флотскими макаронами Усенко съест один быстрее, чем, если я к нему присоединюсь. Никогда в это не поверю - я его с детства знаю.
Для смешанных экипажей. Равняйтесь на победителей - Сашу Чепура и Оксану Овчаренко. Саша гребет словно двенадцатисильный мотор. Байдарку не таскает, а просто перекидывает через сушу с заводи в заводь. Оксана по болотинам носится так, что камыши не шевелятся, в лодку как тушканчик запрыгивает. И главное, мужчине плохих слов не говорит. Слаженный экипаж - ничего не скажешь
Для физкультурников. Если Вы - ориентировщик, берите партнером того, кто ничего в этом не понимает. Садите его вперед и пусть гребет. Если он начнет возмущаться, почему это Вы не гребете, скажите ему , что Вы карту изучаете, а он, если ума нет, пусть гребет и помалкивает. Возьмите с собой фляжечку и покушать. Сзади к байдарке можно привязать леску с блесной - рыбы много. Отдыхайте. Красотища такая, что слов нет. Камыши, уточки, водная гладь - просто лирический бальзам.
Если Вы - молодой человек и у Вас с нужной девчонкой маленько не клеится, обязательно затяните ее с собой в смешанный экипаж. После того как она своими глазами увидит, как ловко Вы ищите дорогу в дремучих водных джунглях и находите эти красно-белые ящички, ее уважение к Вам возрастет безгранично. Вам только останется ответить, что это, мол, ерунда, Вы еще, если захотите, не то можете.
Для организаторов. Длину заданного надо увеличить в полтора-два раза, а то удовольствия не хватает. Выбор - на 120 минут. Заранее проинформировать, сколько будет прокатных байдарок и предупредить, что все желающие могут не успеть в них сесть. Пусть настраиваются на свои байдарки. Нижайше просить Виктора Конова, чтоб походил по островам и докорректировал участки суши.
На этом, любезный друг-читатель, прощаюсь и искренно советую на следующий год махнуть в Днепропетровск.

Евгений Фулеров